Венская опера — взгляд изнутри


Трудно не попасть в сети ночной Вены, ведь в свете неоновых огней она, вместе со своими памятниками архитектуры, приобретает особый шарм. Больше всего пленяет взор здание Венской государственной оперы, которая вот уже на протяжении ста пятидесяти лет занимает особое место в культурном наследии страны.

Осматривая архитектуру Венской оперы, сразу понимаешь, что ее величие заключается не в камне и даже не в пышном убранстве, а в особой атмосфере, в которой чувствуется подлинный дух музыкальной Австрии.

Венская опера — это гордость австрийцев. В стенах этого монументального здания трудились великие композиторы, музыканты и дирижеры. Здесь рождались знаменитые оперы и музыкальные произведения, а сочинители обретали признание и мировую славу.

Оплот музыкального искусства и ныне не сдает свои позиции. Здесь, на большой сцене, по-прежнему оживают персонажи знаменитых пьес, положенных на музыку Моцарта, Вагнера, Штрауса и других выдающихся композиторов.

Музыкальная Мекка

Попасть в здание оперы можно как в качестве любителя-театрала, так и в качестве туриста-посетителя, с той лишь разницей, что стоимость билета на обзорную экскурсию в разы меньше цены билета на представление. Да и приобрести первый гораздо проще.

Но тем, кто хочет услышать непревзойденное мастерство местного филармонического оркестра, придется заказывать пропускной документ заблаговременно. Цена его колеблется от 5 до 192 евро (от 225 до 8640 рублей). Стоимость билета в VIP-зону исчисляется тысячами евро.

Самые дешевые места — стоячие. Это может показаться немного странным, но в Венской опере действительно имеются стоячие места. Билеты на них продаются в самую последнюю очередь, за несколько часов до начала представления.

Интересно и то, что цена на них всегда фиксированная, вне зависимости от значимости проводимого мероприятия. Так, всего за пять евро можно посетить даже самое престижное представление, правда, о комфорте придется забыть.

Стоячие места имеются и в партере, и на галерке. Количество их, конечно, невелико (всего около пятисот), а желающих так много, что у кассы обычно выстаиваются длинные очереди, преимущественно состоящие из туристов и людей с ограниченными финансами.

Оперный дом на Рингштрассе

Как и в былые времена, посетители попадают в «оперный дом на Рингштрассе» (так его прозвали жители Вены) через центральный портал, к которому примыкает парадная лестница, упирающаяся в три больших зашторенных окна. Мало кто из поднимающихся по мраморным ступеням подозревает, что эти окна ведут в чайную комнату и ложу австрийского короля.

Такое проектирование позволяло императору смотреть на своих подданных сверху вниз. Теперь чайная комната используется далеко не по назначению, в ней проводятся персональные встречи и церемонии, а в императорскую ложу может попасть любой смертный, купив дорогой билет.

Время австрийского императора прошло, наступила эпоха толерантности и демократии, но кажется, что оперного дома эти перемены так и не коснулись. Здесь все еще ощущается власть бомонда. Даже все представления, проходящие в опере, делятся на классы

В категорию «С» попадают легкие, незамысловатые произведения. Билеты на эти спектакли обычно самые дешевые. Категория «В» предназначена для ценителей музыкального искусства, которые хорошо разбираются в музыке и имеют определенные предпочтения. Соответственно и цена за вход на эти спектакли выше.

А вот австрийская элита и городская богема посещает представления только категории «А». За баснословные деньги театралы наслаждаются премьерными постановками и спектаклями в исполнении оперных див.

Так уж сложилось, что посещение Венской оперы — удовольствие не из дешевых, и все же, несмотря на это, в «оперном доме на Рингштрассе» всегда аншлаг. Поэтому чтобы приобрести билет, нужно побеспокоиться об этом заранее.

Измененный театр

Вторая мировая война нанесла непоправимый урон зданию Венской оперы. Потери уникального архитектурного шедевра колоссальны. От прежнего театра уцелела совсем незначительная передняя часть строения, парадная лестница, чайная комната, фойе и императорская ложа.

Все остальное было разрушено практически до основания. Потеря оперного дома означала бы для Австрии потерю национального достояния. Поэтому театр решили восстановить.

Всего за 10 лет были возведены малая и большая сцены, полностью перестроена подкова зала. На месте бывшей дирекции, где работал знаменитый дирижер, композитор и руководитель оперы Густав Малер, теперь располагается Малевский зал, где проходят концерты и выставки. Он представляет собой просторное боковое фойе, оформленное на оперный лад, центральное место в нем занимает портрет композитора.

Размеры основной сцены увеличились в несколько раз, были проведены некоторые технические изменения. К 24 метрам основной сцены были добавлены еще 23 метра, что позволяет теперь легко менять декорации. Под сценой располагается служебное место, углубленное на 11 метров.

В общем объеме сценическое пространство занимает более 500 кубических метров, имея высоту с пятиэтажный дом. Практически все пространство занято подъемниками и прожекторами, которых на сегодняшний день около семисот. К сожалению, несмотря на стремление вернуть зданию его первоначальный облик, внутреннее убранство так и не смогли воссоздать.

Гигантский организм

Венская опера — это огромный и сложный организм, в котором все взаимосвязано. Чтобы добиться четкости и отлаженности в его работе, необходимо все точно спланировать: декорации, вокальные партии, состав оркестра, дублеров, костюмы. И все это должно быть тщательно расписано на несколько лет вперед. Тут учитывается все, даже непредвиденные случаи.

К подбору персонала тоже подходят с большой требовательностью, ведь от слаженной и точной работы зависит успех всего предприятия. Например, чтобы попасть в состав оперного оркестра, нужно пройти не одно собеседование и кастинг.

Ведь из оркестровых музыкантов, которые отработали не меньше трех лет, набирается Венский филармонический оркестр. И тут без планирования никак не обойтись — надо составить расписание так, чтобы выступления в филармонии и спектакли на большой Венской сцене не совпали.

Непростое дело исполнять оперные партии. Бывает, что в репертуаре артиста их может быть до 50, а это большая нагрузка. Порой оперы намеренно сокращаются, или меняется тональность музыки. Все это делается для удобства исполнителя и может происходить прямо во время репетиции.

И тут к работе подключаются работники архива. Всего за несколько часов им нужно сделать новые наборы нот для каждого выступающего. В архивах, вдали от глаз людских, таких исправленных партий накопилось очень много.

Тут документируется все. Даже костюмы. Для этого ведется специальный журнал, куда вносятся подробные данные о платьях, чтобы спустя годы можно было воспроизвести их с максимальной точностью.

Lidia, 03.06.2014
Поделиться в соц. сетях