Удивительное и неповторимое путешествие по Алтаю (1-я часть)

Мой первый опыт туризма, и пока что единственный, был прямиком на Алтай – к горе Белухе. Крайняя точка, к которой я могла приблизиться на поезде – город Барнаул. От него поезда дальше не идут – все переезды только на автобусах или машиной.

Промежуточная точка, где планировалось остановиться на проживание, был Верхний Уймон, почти в 900 км от Барнаула, поэтому путешествие на джипе заняло почти сутки. Планировалось доехать за 18 часов, но прибыв на приграничный пункт, мы обнаружили, что заказанного нами пропуска еще 3 месяца назад просто нет.

Задержка была досадная, ведь наличие пропуска мы проверяли по телефону еще с Украины. Пропуск искали, в конце концов, нашли, но потеряно было больше 6 часов, поэтому добрались «домой» лишь к 5 утра. Верхний Уймон - село в живописной Уймонской долине, попасть в которую можно только по одному мосту через реку – долина закрыта со всех сторон горной грядой.

Домик, в котором остановились, находился по другую сторону улицы от музея-усадьбы Николая Рериха, что немало порадовало! Чуть поспав, музей мы в тот же день посетили, получили удовольствие и тему для обсуждения. Очень хотелось посмотреть на знаменитую долину сверху, поэтому решив забраться повыше – начала карабкаться по склону одной из гор, куда добраться на первый взгляд было проще.

Пробираясь через кусты, низкорослую березку и навалы камней, дивилась я дикой природе, мирно сосуществующей с буквально у ног расположенным селом. Наверху ждало меня незабываемое зрелище – плоская равнина, и горы, что ее окружают, хранили в себе это селение как в ладошках, огибая ее извилистой речкой, бережно и надежно.

Речка эта была похожа на широкую ленту, собравшую возле себя самую сочную траву, самый густой кустарник и точечки лошадей, коров и овец вдоль себя. Повернувшись в сторону свободного от построек пространства, к пастбищам для скота я ахнула!

По пастбищу, по зеленому ковру низкорослой травы, были разбросаны круги совершенно непонятного происхождения – как будто громадным циркулем кто-то прорисовал и раскрасил их другими оттенками зелени. Позже, спустившись вниз, я не смогла разглядеть границы этих кругов ни на почве, ни на траве.

Лишь сверху видны были они, напоминая загадочные «круги на полях», тут и там появляющиеся в уфологической прессе. Что это было? Местные жители лишь пожимали плечами, они привыкли к этим видам, их ничего не удивляло, они просто жили среди всей этой удивительной красоты, занимаясь своими каждодневными делами.

Подготовка к первому походу

Первый же наш поход был прямиком на Белуху, пешим переходом. Такой переход занимает около 4 дней, а если учесть, что на спине надо нести не менее 20 кг груза (палатки, еду, одежду, воду), то стало понятно, что для неподготовленных людей это просто неподъемно.

Поэтому было решено в соседнем селе нанять проводника с лошадьми. На лошадях из нас семерых до этого дня умел ездить только один человек - нас старший, поэтому предстояло научиться этому «искусству» в полевых условиях.

Первый же инструктаж привел меня в состояние растерянности и недоумения – идем на лошадях в горы, по скалам, подъемы и спуски, и что же услышала я, вблизи увидевшая лошадь впервые: во-первых, к лошади подходить надо слева, плавно и медленно, иначе ударит; во-вторых, вести себя с лошадью надо твердо, т.к. ласки она не понимает и будет вести себя как ей в голову взбредет.

В-третьих: при спуске по склону держаться надо за заднюю луку, выпрямить ноги, вытягивая их вперед и отклониться назад, при этом необходимо следить, чтобы вожжи были свободными и лошадь видела куда идет, а еще при этом не забывать направлять ее, отслеживая, чтобы она не стала больше чем двумя копытами на камень – ноги разъедутся, и она может упасть в пропасть прямо с вами, а при подъеме – расслабить ноги и почти лечь на шею, держась за переднюю луку.

Пункт четыре – при движении по тропе над пропастью ноги должны лишь цеплять носком стремя, чтобы если лошадь вдруг начинает падать - успеть соскочить с нее, причем необходимо успеть определить в какую сторону падает лошадь и прыгнуть в противоположную.

В-пятых: если при проходе по узкой тропе над пропастью лошадь вдруг поскальзывается и падает (в таких местах желательно вести ее на поводу) – быстро отпустить повод, чтобы не сорваться вместе с ней.

В-шестых, держать повод всегда крепко – если лошадь сорвется и побежит домой – поймать ее будет уже не реально, а на ней нагружена ваша поклажа. В-седьмых, важно следить за тем, чтобы вожжи не попадали лошади под копыта, иначе она может запутаться и сломать ноги – после этого лошадь просто добивают на месте.

И еще - следить чтобы животное под вами не переходило на рысь, иначе может легко перейти на галоп, а новички к этому не готовы, и обычно, просто слетают с лошади.

Нужно ли говорить, что после такого инструктажа садиться на лошадь мне расхотелось вообще. Но выбора у меня не было, пришлось идти знакомиться со спокойной, к счастью, лошадкой, которую мне выделили, рыжей и грустной.

Начало похода

В пути от проводника я узнала, почему лошадь моя грустная – это их первый поход в этом году. На Алтае лошадей не держат все время дома, их отдают пастухам, которые сбивают в стада всех хозяйских животных и просто отпускают в горы в те места, где лошади не смогут убежать – горы окружают определенное пространство, и на нескольких десятках квадратных километров лошади просто живут, гуляют, пасутся. Кроме заснеженных месяцев, конечно.

Далее, при желании хозяина вернуть лошадь в хозяйство, он сообщает пастуху, и тот ловит необходимое животное. Иногда лошадки так отвыкают от людей, что ловить арканом их приходится, пробегав за ними по несколько часов.

Моя лошадка звалась Сивко, спокойный как удав, он не поддавался ни понуканиям, но пинкам, и как оказалось – он был просто стареньким, что, в принципе, было мне лишь на руку – резвые лошадки, доставшиеся мужчинам, пугали иногда нас своими срывами на галоп - не терпелось им побегать и размяться.

Через час пути по равнине я уже достаточно легко держалась в седле, пробуя себя в тех «акробатических» трюках, о которых нам рассказали до похода, но когда подошли к узкой тропе над пропастью, часть из которой были просто плоские валуны размером с матрас, я не на шутку испугалась.

«Боишься? – спросил меня наш старший, - а ты отпусти страх, слейся с лошадью, стань ее продолжением, и станет просто». Когда Сивко ступил на эту по-настоящему страшную тропу, где слева была скала, и справа – пропасть с бурной рекой на дне и крутым каменным склоном к ней, у меня промелькнула мысль, что это последний день в моей жизни.

Но взяв себя в руки, я просто прислушалась к себе, к лошади, вспомнив слова старшего, я сделала именно так, и далее, меня серьезно напрягали лишь очень крутые склоны, и то – вниз. Моя лошадка не подвела, и мы благополучно проходили сложные участки и далее.

К вечеру мы дошли к месту, где собирались устроить первый привал с ночевкой. Группа разделилась еще по дороге, и мы вдвоем со старшим обогнали наших ребят минут на 30 ходу - для удобной ночевки надо было выбрать место, и занять его.

Плоское, рядом с речкой, оно было оговорено заранее, но главное, надо было успеть занять его первыми, так как за нами шла еще одна группа, претендующая на удобную ночевку. По негласным законам этих мест, кто первый вобьет колышек для установки палатки, тот и занимает площадку.

Оглянувшись перед спуском, мы увидели вдалеке другую группу, спускающуюся параллельно нам на то самое место, которое мы и выбрали. Надо было спешить. Старший, привязав мою лошадь к своей, решил быстро спуститься вниз (на моей лошади были привязаны палатки, а на его шуструю лошадь я садиться не хотела).

Склон представлял собой просто горную грань, усыпанную крупными камнями, величиной с детские санки, и надо было умудряться управлять лошадью так, чтобы она не поломала ноги среди этих валунов, и в то же время – быстро. Я была в панике – мои сапоги выскакивали с стремян, и я боялась просто вывалиться с седла под копыта лошадей.

Возвопив к несущемуся вниз старшему, я сошла с лошади и спокойно начала спускаться вниз на своих двоих, а он понесся вниз наперегонки с соперниками – ставить палатку. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что спускающаяся вниз группа – наши же ребята, которые шли следом.