Вся правда о Северном Кавказе


У многих россиян давно сложился четкий стереотип, согласно которому хорошо отдохнуть можно только за рубежом — где-нибудь в Египте или на Мальдивах. А ведь и в нашей стране есть сказочно красивые места. И одиниз таких регионов — наш Северный Кавказ. Даже приезжающие сюда иностранцы часто сравнивают его с великолепными Альпами.

Сегодня я расскажу о тех местах, откуда я родом и где прошло мое детство и юношеские годы… Как говорил извест­ный персонаж гайдаевского фильма: «Кавказ — это одновременно и кузни­ца, и житница, и здравница всей стра­ны, не говоря уже о том, какая там природа».

Самое интересное, что я осетин, но и бабушка, и прабабушка у меня были кабардинками. Родился и вырос в селе Озрек, что в Кабардино-Балка­рии. Оно находится недалеко от адми­нистративной границы с Северной Осе­тией. И вот эти две культуры для меня настолько близки, что, когда меня спра­шивают, откуда я родом — из Владикав­каза или Нальчика, всегда отвечаю: и от­туда, и оттуда. Потому что лично для се­бя не разделяю эти территории. Причем жители и той, и другой при встрече го­ворят мне: ты, дескать, «наш».

Кстати, Кавказ действительно с совет­ских времен был всесоюзной здравни­цей. Там расположены замечательные ку­рорты. Недалеко от Нальчика, в местечке под названием Долинск, например, есть уникальная грязелечебница. Там, кро­ме того, прямо из-под земли бьют источ­ники с минеральной водой — уже газиро­ванной! И это не шутка.

Мало того, в Кабардино-Балкарии есть горное озеро рядом с селом Аушигер, где вода просто горячая. Представьте себе: зима, на улице холодно и снег лежит, а ты купаешься. Такие лечебные ванны от многих болезней по­могают, хотя я, конечно, не врач — со­ветовать особо не могу. Но сердечни­кам в нем купаться не рекомендуется. А летом там, наоборот, можно кататься на лыжах.

Северный Кавказ не хуже, чем Швейцарские Альпы

Если вложить в Кавказ хоть ка­кие-то деньги, то Швейцария просто бу­дет отдыхать. А красота невероятная — одни Чегетские водопады чего стоят. Талая вода с ледников льется целым каскадом прямо по горе. На курорте Чегет хочешь — катайся на горных лыжах, хочешь — ложись на лежак и загорай, а если ты альпинист — покоряй гор­ные вершины, потому что лучше гор мо­гут быть только горы Северного Кавка­за. А для настоящих охотников замеча­тельнее места для охоты не найти.

Я, поездив по нашей стране, и по миру, мало где видел такое богатство и разно­образие животного мира: медведи, вол­ки, горные козлы, олени, рыси, косули, снежные барсы, кабаны. Огромное ко­ личество всевозможной дичи и хищной птицы: орлы, соколы, куропатки, лебе­ди, утки, гуси и даже индейки.

Многие считают, что кабаны на Кавказе в поисках корешков в земле изрывают все гор­ные склоны так, что деревья, чьи кор­ни они обрывают, просто падают. Мой ответ: не всегда, так как кабаны в основ­ном питаются тем, что растет или ле­жит на поверхности: желудями, лес­ными орехами, в том числе фундуком, которого там много, или грибами и яго­дами — их там не счесть. И грибов в горах очень много. Но их никто (кроме кабанов) не собирает, так как ни в Северной Осетии, ни в Кабардино-Балкарии их не едят.

На заметку!

В Северной Осетии мусульман всего 3% от общего населения (хотя в со­седней Кабардино-Балкарии их, наобо­рот, большинство). Но на Кавказе очень почитают святого Георгия — покрови­теля мужчин и путников. Так что вто­рой тост (первый — за Большого Бога) всегда поднимают за него.

Пиво или вино?

Возможно я сейчас скажу полную чушь (с чьей-то точки зрения), но у нас говорят, что пиво придумали осетины. Темное, сумасшедшее по красоте и вкусу — такое ведь никто никогда не пил в России. И варят его па Кавказе только в Осетии, где оно называется баганы».

Почетным гостям подносят пиво или осетинскую ара­ку. Кавказ традиционно славится своим гостеприимством. И для почетного гос­тя всегда режут быка или барана, сто­лы, как правило, ломятся от яств и на­питков. Но первым делом ему подно­сят так называемый почетный бокал. Случалось даже такое, что гость гуля­ет день, два, три, а ему не поднесли по­четный бокал — просто забыли. Чело­век может обидеться, посчитав это не­ уважением к себе.

На Кавказе вообще существует це­лый свод древних обычаев. Причем в каждом из регионов они разные, я бы даже сказал — уникальные. Поэтому мне иногда становится смешно, когда я вижу или слышу, как люди, не знако­мые с нашей культурой, вдруг пытают­ся выказать себя великими знатоками традиций Кавказа. Взять ту же псевдо лезгинку (интерпретацию настоящей мелодии, оригинала), которую приду­мали кабацкие музыканты — лабухи.

Ведь этот ужас не имеет ничего обще­го с первоисточником. Лезгинка как та­ковая очень сильно отличается от того, что порой исполняют в ресторанах. Я знаю, о чем говорю, потому что сам могу свободно сыграть на гармошке все мелодии Северного Кавказа, а они от­личаются огромным разнообразием и богатством музыкальных рисунков.

О традициях на свадьбах

На свадьбах у каждого народа существуют знаковые обычаи, связан­ные с распределением блюд, скажем, по старшинству. Например, перед старейшиной в обязательном порядке стоит на сто­ле огромная голова того самого быка, лопатки, несколько порубленных ре­бер и (непременный атрибут), шашлык на деревянном шампуре из трех боль­ших кусков печени, завернутых в жир.

И, само собой разумеется, осетинское пиво и арака. Когда поднимают тост за баркад (за изобилие и процветание), от бычьей головы отрезают ухо, отдают его самому младшему из сидящих за столом с тем, чтобы он его съел — на счастье.

Начинается свадебное торжество с того, что за невестой приезжает жених с кунаками и кохбалхацагом (дружкой) — его лучшим другом. Жених входит в дом, чтобы на него могли посмотреть старшие, родственники, подруги и одноклассницы невесты.

Дружка и кунаки должны быть в шапках, без них их просто не пустят на порог, а мальчишки так и норовят ста­щить их под шумок. И как только им это удается, нужно платить за шапку круп­ный выкуп. Иной раз по три-четыре раза приходится раскошеливаться. Или гар­мошку уведут — тоже плати.

Платят ли за невесту калым?

У нас такого нет. Но и ее могут ук­расть. А как жених без нее вернется об­ратно опять вынимай кошелек. Еще принято, чтобы старший вручил приехавшим почетные бокалы. Выпил — будь добр положить в него купюру. Словом, обирают как липку…

Еще есть такой обычай: на черного барана (а шерсть у него длин­ная) навешивают разные вещи. Ска­жем, сигареты, бутылку водки, конфе­ты, яблоки, апельсины, какие-нибудь безделушки — все, что угодно. Однаж­ды я даже видел, как привязали вареную курицу в пакете. И стороне жениха при­ходится выкупать его за сумасшедшие деньги.

Но самое смешное, что и пос­ле этого они не имеют права забрать его с собой, а только могут выпустить. Мо­жете представить, какую погоню устраи­вают за бедным барашком или даже об­лаву. А народу на таких свадьбах быва­ет много — сотни, а иной раз и тысячи. Опять же все зависит от благосостоя­ния новобрачных. Накрывают на улице длиннющие столы — отдельно для жен­щин и мужчин. А молодежь прислуживает: подливает и подкладывает.

Многие думают, что жених тоже сидит отдельно от невесты — за столом с мужчинами. Но, а на самом деле жених вообще на свадьбе не при­сутствует.Это как же так?! - спросите вы. Да вот так — находится в другом месте. Может гулять где-нибудь в со­седнем доме с друзьями. Да и невес­ту в первый день никто не имеет пра­ва видеть: вход в дамскую комнату воспрещен.

И только на второй день в обед ее ведут к старшим и родственникам со стороны жениха.

До этого момента лицо невесты накрыто шалью, которую снимает специально выструганной пал­кой с острым концом маленький маль­чик (хуызисаг) и, проведя ею три раза над головой новобрачной, отдает самой старенькой бабушке. Потом он берет чашку меда и угощает всех бабушек. После чего с визгом и криками радости лакомство доедают дети, потому что та­кого свадебного меда отведаешь не­ часто.

А чашку обязательно разбивают о крышу дома. И только поздно вече­ром, практически ночью, когда все гос­ти наелись, нагулялись, наплясались, напелись, напились и разошлись по до­мам, жених может прокрасться к невес­те — фактически уже своей жене. Глав­ное, чтобы его при этом никто не видел.

Бывают еще свадьбы интернаци­ональные. Например, он — осетин,а она — кабардинка. На одном из таких торжеств я не так давно присутствовал и получил массу удовольствия. Зрели­ще потрясающее — переплетение раз­ных культур, традиций и обычаев.

Во всяком случае, не надо забывать о том, что все мы россияне. И Россия — наш общий красивый и любимый дом.

Алан, 23.11.2013
Поделиться в соц. сетях