На фронте борьбы с туризмом без перемен...


Текущий год будут вспоминать в кулуарах, как череду событий ведущих к полному краху туристического бизнеса в России. Кажется, что случилось все, чтобы он рухнул. Но как-то отстояли туроператоры, турагенты и, несмотря на потери, сохранили само понятие – русский туризм.

Наступление велось по всем направлениям, но все-таки были отбиты, что говорит о потрясающей живучести и состоятельности отрасли. Чего только не случилось за прошедший год.

Политические распри и банкротство лидеров рынка

Первыми на фронт борьбы с российским туризмом выступили факторы геополитики. Конфликт на Украине косвенно повлиял и на туристический бизнес. Изменилась карта поездок россиян, произошло то, что экономисты называют "изменением предпочтений".

В этой ситуации нужно было что-то быстро делать, что-то решать, менять, придумывать. И эта атака была отбита. Отбита почти без потерь. Но последствия не заставили себя ждать.

Череда неожиданных банкротств сильно подкосила имидж организованного туризма в России. Почти двадцать крупнейших операторов ушли с рынка. Кто-то достойно, кто-то со скандалами и судебными разбирательствами.

Странно повела себя пресса, непонятно отреагировало государство. СМИ долго выбрасывали на рынок "жареную" информацию, тем самым поддерживая нездоровый ажиотаж вокруг темы разорения турагентств. Правительство пугало различного рода законами и ограничениями. Но конкретного ничего не происходило. Собрания, заседания, заявления.

Падение курса и страх перед дефолтом

К ноябрю ситуация несколько нормализовалась, клиенты немного успокоились и туристические компании уже начали было подумывать о возможности покрытия летних убытков за счет туров во время больших новогодних и рождественских каникул, когда только ленивый не думает о том, чтобы куда-нибудь съездить и отдохнуть, но не тут-то было. Теперь методом борьбы с турбизнесом стал валютный рынок.

Вот это был удар. Россияне, в очередной раз накрученные СМИ, послушно бросились тратить имеющиеся денежные знаки не в офисы турфирм, а на ярмарки и распродажи. Говоря экономическим языком: финансовые потоки были перенаправлены с рынка услуг на рынок потребительских товаров.

Оптимизма эта ситуация не внушает. Продажи по некоторым направлениям упали на 70%. У людей просто не осталось денег. Это объективно. Цифры просто поражают.

Россияне потратили в декабре в 3 раза больше денег на покупку потребительских товаров, чем в прошлом году. На отдых просто не хватило. В этой картине боев в 2014 году можно было бы привести описания еще многих и многих сражений.

А происходить это будет до тех пор, пока в нашей «привлекательной для бизнеса» стране правила игры на рынке будут меняться в зависимости от возникшей ситуации, законы и положения будут появляться не в связи с запросами отрасли, а являться, по сути, демонстрацией чиновниками своей заботы о людях.

Официальные цифры и радужные отчеты о вдвое взлетевших продажах туров – это всего лишь цифры. Они могли бы и втрое взлететь после ухода с рынка крупнейших операторов. Именно их долю и поделили.

Стоит ли бояться отдыхать?

Как уже было озвучено выше большинство факторов, повлиявших на снижение спроса на туристические туры, надумано и раздуто средствами массовой информации. Несмотря на санкции, примененные к России, страны Европы по-прежнему встречают русских туристов с распростертыми объятиями.

А дефолтом и уж тем более дефицитом товаров на полках магазинов, которых так бояться люди, пережившие кризис 90-х, в настоящее время и не пахнет. Упавший курс рубля, конечно, заставит немного поумерить аппетиты, но, скорее всего, также носит временный характер – правительство делает все для стабилизации соотношений валюты.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что россияне могут спокойно отправляться на отдых и должны поменьше ориентироваться на жаркие новости.

Александра, 17.02.2015
Поделиться в соц. сетях