Прикид для модных земноводных (сплав 2-я часть)

Одежда подчинена идее воды, которая эту самую одежду мочит. В холодное время года от мокрого облачения зябко. Поэтому разум изобрел гидрокостюмы. Они бывают двух видов: «сухие» и «мокрые».
«Мокрые» шьют из неопрена — пористой толстой синтетической ткани, поры которой наполняет вода. В нем тепло и сыро — как в детстве. «Сухой» костюм представляет собой эдакие резиновые чулки, которые при желании можно завязать на шее. В них ты сидишь мокрый изнутри. И в первом, и во втором случае ты мокрый, но не замерзший: одетый — не голый.
«Мокрые» гидрокостюмы используют в основном каякеры, поскольку они практически всегда находятся в воде. На катамаранах, как мне объяснили, лучше использовать «сухой» вариант. Но не стоит надевать резиновые штаны на голое тело.
Одеваться надо так: сначала шерстяные штаны, сверху — хлопчатобумажные, и только потом — резиновые «гидры». Так тело не соприкасается с конденсатом, и, когда все снимаешь, хэбэ — хоть выжимай, а сам сухой. Однако это еще не все. По верх гидроштанов следует надеть любые другие — желательно из простого капрона и которые не жалко.
Это чтобы резиновые случайно не порвать о камни и ветки. На ноги под гидроштаны надевают шерстяные носки, на них — хлопчатобумажные. Поверх всего — так называемые сплавные тапки. Это обувь на несколько размеров больше — что бы нога, упакованная по принципу капусты, могла в нее влезть.
Обувь и брюки, надетые на «гидры», постоянно остаются мокрыми. Возникает вопрос: за чем вообще нужна такая система, если высохнуть так же легко, как намокнуть, если отказаться от одежды вовсе? В один из погожих дней я решил поэкспериментировать и отправился в путь без гидрокостюма. Озарение снизошло после первого же всплеска — без штанов-то, оказывается, холодно! Не знаю, где как, а в Карелии точно.
В гостях у Черного каякера
Жилище рафтера не отличается оригинальностью. Все обитают в палатках, стараясь по мере возможности уплотниться: лишние палатки — лишний груз. Бывает, приходится ночевать прямо в спальниках, если вокруг голые скалы и не за что зацепить свой полотняный домик. На популярных маршрутах по берегам встречаются стоянки, уже обжитые другими сплавщиками. Там можно найти кострище с дровами и все, что забыли предшественники.
Впрочем, ничего хорошего, как правило, не забывают, разве что какую-нибудь мелочь — топор, порванный спасжилет, сломанное весло. Легенды повествуют, как кто-то нашел однажды гермомешок с элитными продуктами. Думается, такие легенды возникают вследствие голодных галлюцинаций. Люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, склонны к мифотворчеству, изобретению ритуалов и устройству культовых сооружений.
На Катуни есть такие. Например, «У Васи». Вася — это антропоморфное изваяние культового характера. Одет в рваный спасжилет и помятый шлем, в руке имеет разбитое весло. Эдакий архетип мифического первопредка эпохи первых сплавщиков. Поэтому его можно условно датировать ранним неолитом. Неподалеку располагается другой культовый объект — тайник с альбомом, в котором каждый желающий может оставить послание потомкам.
Популярны истории про так называемые карманы — часть от весного или даже с отрицательным углом скалистого берега на крутом повороте быстрого потока, уходящего под берег и дальше. Куда — неизвестно. Возможно, к центру Земли. Попадать в карманы крайне нежелательно: судно застрянет, и тебе придется протыкать спасжилет, чтобы он сдулся. Тогда ты уйдешь на дно, и течение тебя вынесет. Впрочем, опять же неизвестно, в каком виде, когда и куда. Может, в страны по ту сторону Земли, к людям с песьими головами. Мои знакомые сами в карманах не бывали, а вот знакомые моих знакомых…
Мифы племени — средство социализации личности. Такие истории рассказывают везде, где соберутся хотя бы два сплавщика. Если при этом присутствуют чайники, они внимают «аксакалам» со священным трепетом и все за поминают.
Туризм — школа замужества
Для одних граждан сплав — спорт, для других — отдых, для третьих — дополнительный заработок. Последние работают гидами-инструкторами, катают туристов по популярным рекам вроде Катуни. Работа не для слабонервных. Гид отвечает за жизни людей, часто совершенно не подготовленных. Хронический стресс рождает особый юмор инструкторов, который, как и армейский маразм, произрастает из недр жизненной мудрости и казусных историй, произошедших с ними и с их клиентами.
Если верить народной мудрости, в отличие от альпинизма, который, как известно, есть школа мужества, туризм — школа замужества. Сонмы прекрасных романтичных особ в брачный период вьются над ревущими порогами, высматривая себе рыцаря весла и баллона из касты брутальных гидов. На порогах любви отношения меняются: прекрасные клиентки становятся гидами, гиды — клиентами, а оговорки по Фрейду составляют еще один пласт туристского фольклора.
Пороговый темперамент
У каждого порога — свой характер. Чайник (в данном случае это я про себя), рассуждающий о порогах, смешон. Говоря словами Гулливера из Страны великанов, он похож на Гулливерову канарейку, рассуждающую о политике. Потому и ничего внятного я о них сообщить не могу. Когда команда осматривала порог «Табун» на реке Лоймола (четвертая категории сложности), меня вообще не хотели брать. Но, видно, очень уж был у меня жалобный вид, вот и взяли. И все равно ничего внятного. Только восторг с привкусом адреналина.
В целом пороги характеризуют по категориям сложности. Шестая, высшая, — когда есть опасность для жизни. Дальше классифицировать не имеет смысла.
На каждый порог можно найти описания (составленные теми, кто их проходил раньше) в турклубах, а с недавних пор еще и в Интернете. Но поскольку картина очень сильно меняется в зависимости и от времени года, и от уровня воды, каждый порог следует просматривать, прежде чем в него пускаться. Если, конечно, есть куда причалить.
А то, как писали ребята, сплавлявшиеся в верховьях Амазонки, там имеются такие отрезки, что просто негде «бросить якорь»: на протяжении нескольких миль река зажата отвесными скалами высотой в километр. В подобном месте разведка течения возможна лишь при поддержке команды скалолазов, так сказать, с воздуха. Да и в Карелии бывает, что по описанию «порог проходится без просмотра», а на самом деле там такое…
И кое-что о характере порогов могут поведать их имена: «Веер», «Табун», «Бегемот», «Ядрена вошь». Есть еще в Карелии порог «Маманя», который, говорят, так никто и не прошел…
«Эскимосский переворот» — то же самое, что Ctrl+Alt+Del
Когда движешься по реке, пространство вокруг преображается. Взгляды на мир с воды и с земли настолько же разные, как сами вода и земля. Ты лично открываешь то, что в каменном веке открыли твои предки: реки — это дороги. Сходство с дорогой реке придает сама структура воды.
Тихую воду можно сравнить с шоссе, монотонная езда по которому усыпляет, горный поток — с ухабистым проселком, где приходится крутить баранку, уворачиваясь от ям (камней и пенных котлов), выскакивать на обочину—берег — и выталкивать транспортное средство, застрявшее на мели.
Пространство реки нужно уметь читать. Надо уметь видеть камни, уметь выбрать нужную струю, уметь зайти на стремнину и в нужный момент с нее сойти. В целом, чтобы использовать энергию потока, необходимо видеть в нем структуру.
Дороги требуют к себе уважения, поэтому понятие «безопасность» у сплавщиков не ог раничивается бюрократической «техникой безопасности». Это скорее не техника, а этика, причем по отношению не только друг к другу, но и к реке. В воду, как в гости, следует идти в подобающем костюме. Этика безопасности не приемлет, как выразился наш капитан, «синдрома колобка».
Те, кто сплавляется всю жизнь и кто действительно сплавлялся там, где не сплавлялся фольклорный Макар со своими телятами, очень тщательно готовятся к прохождению порога — будь он элементарный или самый сложный. Прежде чем пускаться в порог, читают описания, затем просматривают его, обходя с берега, поддувают спасжилеты, надевают шлемы, а товарищи «героев» выстраиваются со спасательными веревками вдоль всей протяженности порога.
Пренебрежение этикой безопасности считается знаком не крутизны, а неопытности, если не глупости. Река всегда сильнее того, кто по ней плывет. На тяжелых реках и порогах нужно быть всегда готовым к оверкилю, но бороться до последнего — не покидать «корабль» и не выпускать весло из рук, помня, что перевернуться всегда успеешь. Катамаран в любом случае самое безопасное место на реке.
Как говорят в таких случаях, самый надежный спасжилет — твое судно. Человек, упавший в воду в жилете с веслом в руках, превращается в автономное плавсредство. Он может, не теряя самообладания, как-то лавировать и выгрести со стремнины. Поэтому к спасжилету должна быть пришита лямка, фиксирующая его снизу, иначе в воде он всплывет без вас.
Для каякеров оверкиль вообще нечто естественное. Даже упражнение такое существует: перевернуться и суметь встать, не вылезая из каяка. Может, это и не высший пилотаж, но когда один человек из нашей команды проделывал такое, показывая мне азы каячного искусства, я смотрел и молча благоговел. Чтобы зритель понимал, что оверкиль под контролем, на днище своего нового судна он сделал наклей ку Ctrl + Alt + Del. Дескать, перезагрузить. Однако с управляемым переворотом не все так просто.
Бывает слишком мелко для того, чтобы встать. Есть риск удариться головой о подводные камни. В них каяк (или голова) может просто застрять, а ты будешь пытаться встать и потеряешь время на «катапультирование». Одним словом, ужас. Но для опытного каякера это все-таки не «ужас-ужас-ужас».
В отличие от каяка перевернуть катамаран, особенно четверку, много сложнее. Соответственно, для него оверкиль — целое событие, к которому надо быть готовым заранее и хотя бы вещи привязывать покрепче. Катамаран-то рано или поздно вынесет на сушу, а все, что было на нем, если не привязать, смоет. Потом, конечно, тоже где-нибудь выбросит на берег. И тот, кто это богатство найдет, поверит в мифы о гермомешках, набитых элитными продуктами, изысканными одеждами и дорогой фото- и видеотехникой.
P. S. Сплав, или рафтинг (от английского raft — плот), — спорт, использующий самый древний транспорт. Человек начал сплавляться раньше, чем изобрел колесо и одомашнил диких животных, согласившихся это колесо вращать. Одновременно водные потоки из преград превратились в средства транспортного сообщения, и человечество моментально расселилось по миру. Этим же занимаются и современные сплавщики — путешествуют по свету старинным способом и знают все реки лично.
Полезная информация для всех, кто когда-либо мечтал заняться рафтингом или ужу попробовал себя на данном поприще. Я вот например до сих пор отношусь к категории мечтателей, но после прочтения уже начинаю задумываться о будущих своих подвигах. Только решиться на это смогу только летом, поскольку холод не переношу хранически
mb1180379695, а мне кажется, то, что вы написали — просто пустые слова, и никогда вы на такой вид активности не решитесь! Вон уже и отмазку придумали — холод не переносите. Я считаю, что смешон «чайник», рассуждающий как о порогах, так и о рафтинге. Рафтер — это настоящий мужчина, у которого нет боязни ни перед чем — вода, холод, насекомые, обморожения, не важно. На сплав решится не каждый!